В Белгородском художественном музее до 4 июня проходит выставка «Русские платки и шали»
В экспозиции представлено более 30 экспонатов текстиля, которые были непременными атрибутами женского костюма конца XIX – начала XX века. Экспозицию дополнили 30 живописных полотен. На них представительницы разных сословий, облачённые в шали и платки.
Истоки русского головного платка восходят к XII веку. Сначала его повязывали поверх головного убора (чаще всего кички). Позже платок стал самостоятельным предметом женского гардероба. На рубеже XVIII–XIX веков из Пруссии пришла мода завязывать его под подбородком. А замужние женщины завязывали платок концами назад.
Старинные крестьянские головные платки, носившие названия «лор» и «убрус», на выставке можно увидеть только на живописных произведениях: до наших дней они сохранились в крайне небольшом количестве. Выйдя замуж, женщина навсегда закрывала волосы и при посторонних не имела права снять с себя платок.
В экспозиции представлены и набивные платки. Их делали с помощью специальных набивных досок, на которые наносили краску. Со временем эти доски совершенствовались. К резному рельефу добавились металлические пластинки и гвоздики.
А ещё модницы любили кружевные платки. Крупнейшими центрами кружевоплетения были Вологда, Елец и Балахна.
Многоликая шаль
Если говорить о дамах высшего света, то среди них больше прижилась шаль. Сегодня многие считают её исконно русской, как матрёшку или хохломскую роспись, хотя шаль в Европу пришла с Востока. Произошло это в XVII веке при колонизации Индии. Но в моду этот атрибут женского наряда входит позже, во времена правления Наполеона Бонапарта.
Его жена Жозефина мгновенно оценила красоту тёплых восточных шалей. Они стали просто незаменимы при тогдашней моде на лёгкие женские платья с открытыми плечами. В коллекции Жозефины было несколько сотен шалей. В скором времени они распространяются и в России.
Сегодня на антикварных рынках русские шали ценятся дороже европейских из‑за высокого качества шерсти: России помогла в этом близость к Азии, где водились козы и сайгаки. Их шерсть ничуть не уступала высококачественной кашмирской. Русские шали отличались от восточных и европейских тем, что были двухсторонними. Лучшие из них ткались в течение двух с половиной лет и были очень дорогими. В начале XIX века изготовлением шалей в России занимались крепостные мастерицы. После десяти лет работы им давали вольную. Этот тонкий и кропотливый труд настолько подрывал здоровье женщин, что через пять лет они теряли зрение.
Для дворянки и купчихи
На выставке можно увидеть шерстяные и шёлковые шали, украшенные в технике набойки, а также изделия с ручной вышивкой, текстиль, выполненный в сложных техниках ручного ткачества, образцы машинного кружева конца XIX века.
Интересна и художественная часть экспозиции. На полотне Ивана Куликова – крестьянские девушки, которые собрались в избе для совместного рукоделия. Куликов, бывший одним из любимых учеников Репина, в противовес передвижникам всегда пытался увидеть в жизни крестьян что‑то красивое. Очаровательные девушки на его картине не страдают под гнётом тяжестей жизни, а разговаривают, поют и рукодельничают.
Портреты дворянок – это утончённые образы дам, на плечах которых красуются баснословно дорогие шали и платки. Привлекают и изображения купчих. Есть такое понятие, как «провинциальный купеческий портрет». Разбогатевшие купцы уподобляли себя дворянам. В дворянских имениях были галереи предков. Купцы думали, почему бы им не сделать такие же, и заказывали художникам портреты. Купчихи любили демонстрировать все свои богатства. Поэтому на портрете нередко можно увидеть не только шаль на плечах, но и кокетливо повязанный платок на голове и тонкий платочек в руках. А ещё обязательно дорогие серьги с большими каменьями и кольца на каждом пальце.
На выставке, которая продлится до 4 июня, можно также узнать о самых распространённых узорах на старинных платках и о крупнейших предприятиях, занимавшихся их изготовлением.
Источник: https://belpressa.ru/