Во все времена незаменимым атрибутом русской красавицы был платок. Летние и зимние, расписные и однотонные, головные уборы простейшего кроя стали верными спутниками девушек всех возрастов. Думаю, что не ошибусь, если назову пуховые платки оренбургского производства самыми популярными из ныне существующих. Меня покоряет воздушное, невесомое полотно, состоящее сплошь из ажурного узора. Ни один шарф не сравнится по удобству и теплу с палантином-паутинкой. Мама говорила, что проверить — настоящий платок или нет, можно простым способом: достаточно протянуть его за уголок сквозь гладкое обручальное кольцо. С легкостью пройдет только полотно, связанное с соблюдением техники оренбургских мастериц.
Предприимчивые жители из разных уголков необъятной родины пытались повторить успех вязальщиц, но это им не удалось. И иностранцам — тоже не удалось. Оренбургский пуховый платок остался уникальным творением, привязанным к определенной области.
Дело в том, что пух, который используется для прядения и впоследствии — вязания, получали от определенной породы коз. Считается, что даже питание животных влияло на толщину пуха. Не отличающийся мягкостью климат вынуждал коз приспосабливаться к погоде, и пух становился тоньше, теплее. Французские дельцы не сумели добиться того же эффекта, и только зря потратили часть капитала на закупку партии оренбургских коз. То ли в животинке взыграл патриотизм, то ли на родине им в корм что-то секретно-вкусное добавляли, но только нужного качества пуха французские рукодельницы от них добиться не смогли: он стал толще и жестче, а пальма первенства осталась за Оренбургом.
Пух коз оренбургского разведения считается самым тонким в мире — 16-18 микрон, тогда как шерсть ангорской козы — 22-24 микрона.
Эра становления этого пухового платка начинается с 1766 года. Естественно, ремесло зародилось гораздо раньше, и к моменту описания головного убора с уникальными свойствами одним из краеведов, Петром Рычковым, превратилось в настоящее искусство. Как известно, слухами земля полнится, и вскоре Москва, Санкт-Петербург, а за ними и остальные города узнали об этих изделиях. Как следствие, спрос на платки увеличился в разы. Экономике региона это пошло на пользу, более того, вслед за российской славой, примерно в середине XIX века, пришла слава мирового масштаба. Выставки, закупки пуха в огромных количествах для заграничного производства, победы в конкурсах и всемирное признание — могли ли скромные вязальщицы помышлять о таком результате своего кропотливого труда? Выставки в 1857 и 1862 годах, в Париже и Лондоне соответственно, еще раз доказали: лучше оренбургских платков мир еще не видел. Европейцы даже ухитрились наладить производство поддельных платков, облачив их в красивую формулировку «Имитация под Оренбург». На удивление, подделки пользовались большим спросом, хотя за качество, и тем паче сходство с оригиналом никто не ручался.
После революции поставки пуха за границу прекратились. Свято место пусто не бывает, и из-за отсутствия оренбургских платков на мировом рынке их потеснили с первых позиций изделия из кашмирского пуха, уступавшего по качеству, но преуспевшего по доступности. Однако внутри страны производство только увеличивалось, о чем говорит огромная популярность платков в советские годы.
Мастерство не умерло и в наши дни: мастерицы по-прежнему вяжут удивительной красоты ажурные платки, шали, шарфы и палантины.
А что же свойства? Помимо низкой теплопроводности, позволяющей хозяйке платка не замерзнуть, и отсутствия на козий пух аллергических реакций (даже у детей!), изделия из этого материала рекомендуется носить при следующих недомоганиях:
- радикулит, полиневрит;
- головная боль, мигрень;
- простудные заболевания;
- варикозное расширение вен.
И еще один совет напоследок о том, как узнать, настоящий ли вам предлагают платок — приподнимите изделие только за пух. Некачественный оборвется, а уникальный оренбургский выдержит вашу проверку.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie