В совместном проекте с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником на Сахалине экспонируются «Узоры русской души». В своем благом стремлении крепить исконные русские традиции на далекой окраине островной музей выбрал прекрасного партнера. Этот во всех смыслах теплый проект отобразил более 80 экспонатов из шерсти и шелка, парчи и ситца — лишь шестую часть владимирской коллекции шалей и платков, созданных за последние три века русского ремесла.
Виток моды в этом направлении задала Франция, после наполеоновских войн на востоке, когда плечи аристократок украсили кашмирские шали. Со временем шали двинулись из высших кругов России в массы, особенно после изобретения в начале ХIX века французом Жаккардом ткацкого станка для узорчатых материй. Востребованность предмета породила большое разнообразие шалей и платков на любой вкус, которые набивали на фабриках Московской, Владимирской губерний — на мануфактурах Посылина, Лабзина, Данилова, Баранова, знаменитой Трехгорке Прохоровых.
— Плат, платок, покров — для каждого русского человека это предмет сакральный, — рассказала заведующая отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Дягилева. — Он всегда был дорогим подарком, знаком внимания. Платком, который символизировал чистоту, целостность, непорочность, женщины покрывали голову, завершая свой образ.
И вправду, не очень дорого, но »сердито», а уж как разнообразно! Любая девушка могла по подарку оценить вкус и крепость чувства своего избранника. На Руси традиционно предпочитали яркие краски и пышные цветочные узоры, в чести были и »турецкие огурцы». По »лицу» платка можно было определить статус, возраст носительницы, например, девушки и девочки носили яркие, светлые платы, пожилые дамы, вдовы — сдержанных темных тонов. Шали и платки были в широком ассортименте у лотошников, кочевавших по деревням к большому дамскому соблазну — такой красавчик с цветком за ухом привлекает и сейчас дамские взоры в экспозиции. Со временем русские платки, в частности, мануфактуры Асафа Баранова, завоевали и женщин Востока.
За красотой и легкостью таился огромный труд. Имена художников, придумывавших замысловатые орнаменты для платков, конечно, не сохранились, да и главными были резчики, изготавливавшие деревянные доски для набивки узора вручную (манеры и цветки). Так, многоцветная шаль («метр на метр»), без которой немыслима ни одна цыганка, требовала приложения такой доски не менее 400 раз. Потому прекрасную вещь для утехи женской души делали крепкие руки мужчин. И манеры резали по размерам мужской руки, а служили они для создания любимых узоров десятилетиями.
Далеко не все платки украшали головы и плечи женщин. На выставке немало образцов с крестами, которые использовались при богослужениях. А на мануфактуре Данилова нашли хитрый маркетинговый ход: на платке печатали воинский устав и инструкцию по обращению с оружием. До него никто не догадался создать платок-шпаргалку, и дабы пресечь плагиат, на платке ставили вроде знака копирайта надпись: «Рисунок застрахованъ», ибо интеллектуальное воровство процветало, как и сейчас. Интересно, что после революции на платках пытались воспроизвести агитки в духе времени, но эта идея не имела успеха.
Пестрые квадраты из Владимира блистают яркими, несмотря на почтенный возраст, красками. Ни один из них не миновал реставрации. Больше всего хлопот с шелковыми и шерстяными изделиями, которые любит моль. Чтоб привести в порядок платки, которые часто попадают в руки реставраторов жалкими комками, мятыми или рваными, пришлось работать в течение двух лет, рассказала заведующая отделом реставрации Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ирина Курникова:
— Реставрация идет по общим канонам — укрепление сечений, заделка прорывов, дублирование ветхой ткани на специальную сетку (ведь многие платки практически рассыпаются). Бывало, и цвета практически не видно. Восстановить их в первозданном виде удается, сверяясь с каталогами, которые выпускали дореволюционные производители платков. На мой взгляд, художнику трудно быть реставратором, потому что в нашей профессии свое «я» приходится растворять в предмете. Самая главная задача реставратора, как и у врача, — не навредить. Когда мы монтируем выставку, у меня душа болит — страшно лишний раз потянуть платочек, кажется, что он порвется. Но мы понимаем, что сидеть на сундуках не имеем права — искусство должно идти в народ.
Шаль ценна не только за богатое историческое прошлое и красоту, но и за абсолютную встроенность в современную моду. Большинство головных уборов прошлого все же кроме как на сцене или этнофестивале не наденешь, а шаль — пожалуйста, и самостоятельно, и в качестве аксессуара, элегантно драпирующего любые изъяны фигуры. Как напомнила Мария Дягилева, знаменитый Вячеслав Зайцев производит фурор своими коллекциями, созданными по мотивам павлово-посадских платков. А для сотрудниц Владимирского музея шьют стилизованные под них же костюмы — такая коллекция «Времена года» представлена на выставке. Да и, как постоянно показывает фестиваль ремесел коренных народов Сахалина «Живые ремесла», этномотивы поразительно к лицу применительно к современной одежде. Соприкасаясь с безбрежным миром русских шалей и платков, будем же дивиться таланту по-скромному безымянных мастеров, чьи произведения на женских плечах перелетели в наш век. И, как и прежде, завоевывают наши души.
Выставка «Узоры русской души» будет радовать южносахалинцев до 2 октября, а затем отправится в Невельск.
Источник: https://sakhalin.info/news/120564