Оренбургский пуховый платок.Орнамент

Сегодня я хочу продолжить знакомиться с составляющими оренбургского пухового платка, а именно, познакомимся с особенностями орнамента.
Характерные особенности орнамента оренбургского платка:
? строгая ритмическая форма, подчиненная принципам композиции;
? особая символика элементов;
? содержательность, ассоциативно отражающая восприятие человеком окружающей среды;
? связь с технологическими и традиционными приемами ажурного пуховязания.
Характер орнамента платка зависит от его формы — квадрата, прямоугольника (шарф, палантин), треугольника (косынка) и строится в соответствии со строгими законами композиции.
Так, в зависимости от размера платка определяются количественные соотношения каймы, решетки, середины, а также набор и расположение элементов орнамента.
Учитывая органическое единство орнамента и формы платка, его можно определить как орнамент двух типов:
а) бесконечный, как фрагмент полосы узора, ограниченный в виде рамы. Это кайма, решетка в композиции платка;
б) конечный, то есть замкнутый, центричный. или ковровый, характерный для композиции платка в целом или его середины.
Орнамент платка строится в соответствии с основными законами композиции.
В нем четко прослеживается зеркальное и полное отражение; расчет петель при вязании обеспечивает математическое равенство элементов узора, а лов гор мотивов образует его ритмический строй.      Отсюда и основная характерная особенность — строгий геометризм и симметрия, четкий ритмический повтор, композиционная ясность орнамента оренбургского платка.
ОРНАМЕНТ ПЛАТКА И АРХАИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Бесконечные ромбы, квадраты, зигзаги, прямые и волнистые линии как- элементы узора наводят на мысль о неслучайности применения их в орнаменте платка.
Платок — это часть одежды, которую во все времена было принято украшать. Применение узоров, орнаментов для украшения одежды в древности было наполнено глубоким смыслом, традицией, отражающей представление людей об окружающем мире, понятие добра и зла. Элементы узоров наделялись магическими свойствами и служили символами, преграждающими доступ к человеку злых сил, применялись для заклинаний.
Позднее древние символы утратили свой первоначальный смысл и превратились в элементы различных орнаментов, в том числе и орнамента оренбургского ажурного платка.
Так, основной его элемент -ромб, квадрат — архаический символ, известен с древности и используется на протяжении нескольких десятков тысячелетий.
Простейшая композиция — ромб или квадрат, разделенный на четыре части, имеющий в каждой части точку (зерно), называется ромботочеч-ной и символизирует жизнь, плодородие, засеянное поле.           Позднее он был связан с магией первобытной охоты, а в дальнейшем превратился в  солярный знак — знак земли, солнца, неба. Бесконечное повторение этих знаков служило заклинанием.
Отдельные ромбы или квадраты образуют более сложные композиции:
? крестовидную (солярную) с острыми углами по вертикали;
? со вписанными один в другой ромбами;
? сочетающую большие и малые ромбы;
? с ромбами, соприкасающимися углами.
Эти композиции носят название коврово-меандрового или замкнутого узора, и составляют, как правило, центральную часть платка — середину.
В кайме платка чаще всего встречаются зигзаги (отдельные элементы ромбов) или волнистые линии, символизирующие изобилие; «елочки» (древо жизни), а также прямые вертикальные линии, обозначающие дождь, и горизонтальные — линии спокойствия (см. фото 1, 2).
оренбургский пуховый платок

оренбургский пуховый платок

Могут быть также ромботочечные композиции с меандровыми (извилистыми, ломаными) завитками, но в платках они встречаются реже.
Так общепринятые древние символы из-за специфики ажурного вязания со временем превратились в элементы геометрического орнамента пухового платка.
Вряд ли современные пуховязальщицы думают о символике орнамента, и, скорее всего, они не умеют читать эти послания из глубины веков. Но «…глубина народной памяти измеряется тысячелетиями» и мастерицы,вывязывая свои дивные узоры, подсознательно вкладывают в свое рукоделие собственное представление о красоте и гармонии окружающего мира, стремление к счастью, благополучию и достатку.

Вы так же можете ознакомиться с другими статьями на эту тему

  • Платки Дениса Симачева
    Уважаемые ценители платков! Вашему вниманию предлагаем посмотреть на платки, которые изготовили в мастерской дизайнера Дениса Симачева в Москве. Это авторские платки с гербами всех братских бывших соц...
  • Новая коллекция шелковых платков Alexander McQueen
    Добрый день, уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru! Вышла в свет еще одна коллекция шелковых платков Alexander McQueen. Новая коллекция  выполнена во вполне ожидаемом от дизайнера...
  • История Фабрики оренбурских пуховых платков в фотографиях.
    Добрый день, уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru Интересные фотографии мы обнаружили в архивах Фабрики оренбургских пуховых платков. Сквозь призму времени интересно проследить з...
  • История даниловских платков
    Добрый день, уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru! Сегодня расскажем об одном из  производителей ситцевых платков – Даниловской мануфактуре. В России испокон веков лидерство в пр...
  • «Девушка в платке» А.Г. Венецианова
    Здравствуйте, уважаемые ценители платков! Сегодня мы расскажем о картине А.Г. Венецианова "Девушка в платке" [caption id="attachment_1639" align="alignnone" width="208" caption=""Девушка в ...
  • Сестры с платками — картина.
    Здравствуйте, уважаемые уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru! Продолжаем разговор о картинах известных художников, на которых изображены платки. Одна из таких картин французск...
  • Верхняя одежда по мотивам посадских платков
    Добрый день, уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru! А вы видели новый видеоклип группы HI-FI «Время не властно» (саундтрек к фильму «Елки»)? Солисты  там выступают в очень красивы...
Тэги:  , элементы плата

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.




Наши партнеры

Свежие комментарии

    Подписаться на RSS

    Подписаться на нашу рассылку

    Подписаться письмом