Кулон ручной работы — это художественное или ювелирное украшение, отражающее тонкую идейную направленность автора-художника и его высочайший профессионализм.
Уже в Средние Века кулоны становятся не просто украшениями сугубо религиозной направленности (в основном служили талисманами и оберегами), а своеобразным олицетворением знака отличия, награды или принадлежности к титулованному сословию.
А вот, для путешественников и мореплавателей тех времен именно кулоны превратились в нечто, связывающее их с домом, с семьей. В кулонах хранили миниатюрные портреты любимых, пучки волос жен и детей, щепотки родной земли.
Гораздо позднее кулон приобретает популярность в качестве модного аксессуара, неотъемлемого атрибута стильного образа.
В настоящее время мир стильных аксессуаров пополняется интересными и обворожительно красивыми, живописными кулонами, выполненные в технике лаковой миниатюры.
Лаковые миниатюры пишутся на изделиях — шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, кулонах, пудреницах и даже запонках. Процесс создания художественной заготовки состоит из череды скрупулезных операций.
Самая первая операция — это раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент.
Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной муки) и наклеиваются одна на другую. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30.
Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней.
После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т. к. он, в отличие от других видов клея, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.
Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником
Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге и, наконец, доводят наждачной щёткой.
Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку и наносится на заготовку специальным стальным шпателем.
После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером.
Внешняя сторона изделий покрывается специальным лаком, изнутри (или оборот изделия) — другим лаковым составом с промежуточной просушкой различной длительности.
Последняя операция перед росписью — на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый мастерами по особым рецептам. В настоящее время в основном используютсовременные усовершенствованные рецептуры.
Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.
Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа художника начинается с приготовления краски.
Краски разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.
Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.
Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).
По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.
Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.
Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного дополнительного ручного растирания.
Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка — он имеет особенно гладкую поверхность.
После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.
Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.
Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.
Техника лаковой миниатюры лишь незначительно поддается трансформации с помощью современных технологий, которые не способны заменить кропотливый человеческий труд.
Возможно, пока в это сложно поверить, но украшения в стиле лаковой миниатюры стремительно завоевывают мировую популярность в мире моды и стиля… А секрет их нарастающей популярности кроется в одухотворенности, искренности и теплоте таинственных образов, который каждый сможет подобрать только исходя из собственных чаяний и впечатлений…
Источник: http://mycharm.ru/post/14892/