Кулон ручной работы — это художественное или ювелирное украшение, отражающее тонкую идейную направленность автора-художника и его высочайший профессионализм.
Уже в Средние Века кулоны становятся не просто украшениями сугубо религиозной направленности (в основном служили талисманами и оберегами), а своеобразным олицетворением знака отличия, награды или принадлежности к титулованному сословию.
А вот, для путешественников и мореплавателей тех времен именно кулоны превратились в нечто, связывающее их с домом, с семьей. В кулонах хранили миниатюрные портреты любимых, пучки волос жен и детей, щепотки родной земли.
![]()
Гораздо позднее кулон приобретает популярность в качестве модного аксессуара, неотъемлемого атрибута стильного образа.
В настоящее время мир стильных аксессуаров пополняется интересными и обворожительно красивыми, живописными кулонами, выполненные в технике лаковой миниатюры.
![]()
Лаковые миниатюры пишутся на изделиях — шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, кулонах, пудреницах и даже запонках. Процесс создания художественной заготовки состоит из череды скрупулезных операций.
Самая первая операция — это раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент.
Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной или пеклеванной муки) и наклеиваются одна на другую. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30.
Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней.
После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т. к. он, в отличие от других видов клея, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.
Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником
Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге и, наконец, доводят наждачной щёткой.
Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку и наносится на заготовку специальным стальным шпателем.
После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером.
Внешняя сторона изделий покрывается специальным лаком, изнутри (или оборот изделия) — другим лаковым составом с промежуточной просушкой различной длительности.
![]()
Последняя операция перед росписью — на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый мастерами по особым рецептам. В настоящее время в основном используютсовременные усовершенствованные рецептуры.
Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.
Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа художника начинается с приготовления краски.
Краски разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.
Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.
![]()
Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).
![]()
По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.
Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.
Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного дополнительного ручного растирания.
![]()
Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка — он имеет особенно гладкую поверхность.
После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.
Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.
Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.
![]()
Техника лаковой миниатюры лишь незначительно поддается трансформации с помощью современных технологий, которые не способны заменить кропотливый человеческий труд.
Возможно, пока в это сложно поверить, но украшения в стиле лаковой миниатюры стремительно завоевывают мировую популярность в мире моды и стиля… А секрет их нарастающей популярности кроется в одухотворенности, искренности и теплоте таинственных образов, который каждый сможет подобрать только исходя из собственных чаяний и впечатлений…
Источник: http://mycharm.ru/post/14892/