В марте 1834 года Николай I утвердил дресс-код для дам и кавалеров, прибывающих к царскому двору.
Основной причиной введения унифицированной формы одежды стало то, что чиновники и их спутницы носили в буквальном смысле что попало. Незадолго до принятия соответствующего указа Николай I посетил Сенат и, как писали современники, застал «господ чиновников… большей частью в мундире каком-то цветном и полосатых шароварах». Продуктом «модного» законотворчества явились два документа: «Положение о гражданских мундирах» и «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору».
Женщины
Николай I утвердил и дресс-код для дам, приезжающих к высочайшему двору.
Как правило, такой наряд состоял из бархатного вечернего платья с разрезом спереди, который открывал юбку из белой материи, и традиционного русского кокошника или повязки с вуалью у незамужних девиц.
Платья могли быть различных цветов, но непременно были украшены богатым шитьём. Шитьё соответствовало положению дамы при дворе. Кроме этого, у барышень были и другие знаки отличия. Так, к примеру, гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины носили на груди миниатюрные портреты императрицы, окружённые бриллиантами, а фрейлины — золотые, осыпанные бриллиантами шифры (вензеля императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли), увенчанные короной.
«Национальный наряд русских придворных дам величественен и дышит стариной. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадёжно вредит женщинам некрасивым», — писал в своей книге «La Russie en 1839″ путешественник маркиз де Кюстин.
Дамские придворные наряды того времени вошли в историю моды как «русское платье». Они настолько полюбились женщинам, что просуществовали при дворе вплоть до начала XX века и прекратили своё существование вместе с Российской империей.
Мужчины
По решению Его Величества, губернские мундиры были упразднены, и отныне форма парадной одежды для мужчин соответствовала только рангу должности, а не чину. Разработкой моделей поручено было заняться Собственной царской канцелярии. Управляющий в то время ведомством Александр Танеев так разъяснял причины и цели предстоявшей реформы: «Государь император, приняв во внимание, что в гражданских мундирах недостаёт единообразия, что в степенях должностей, особенно высших, нет приличных различий и что часто мундиры присвоены были одинакия и должностям, и чинам, изъявил высочайшую свою волю, чтоб вместо существовавших доселе по некоторым ведомствам частных и неполных положений составлено было одно общее положение, чтоб мундиры различались отныне токмо по должностям и чтоб в общем уравнительном по всем ведомствам расписании указано было в разрядах присвоенное каждой должности шитьё».
Мундиры, которые существовали до этого, были сшиты по французскому образцу. Его было решено оставить, но несколько изменить покрой за счёт более чёткого выреза юбки спереди. В остальном же в большинстве случаев ранее установленные расцветки мундиров и узоры шитья сохранялись.
«Общiй крой гражданских мундиров однобортный, съ девятью пуговицами на груди, съ тремя на обшлагахъ, когда они круглые, съ тремя же подъ карманными клапонами и съ двумя на каждой фалдъ, что составитъ всего двадцать пять пуговицъ, коихъ цветъ металла и изображенiе на нихъ назначаются по ведомствамъ», — такое описание мундиру было дано в Положении.
Особое внимание в «Положении о мундирах» уделялось шитью на форме. Оно могло быть золотым или серебряным, в зависимости от разряда и ведомства. Так, наибольший объём шитья соответствовал 1-му разряду, который имели только три человека — председатель Государственного совета, канцлер иностранных дел и канцлер орденов. Форма этих чиновников была расшита золотом практически полностью: на воротнике, обшлагах и карманных клапанах, на спине, под клапанами, по бортам, полам и фалдам в три ряда, а также по краям заднего разреза и над ним, по швам спины и рукавов.
Отдельно было прописано, с чем полагается носить мундир, а с чем — строжайше запрещено. Так, к примеру, парадную форму необходимо надевать с белыми шёлковыми чулками и башмаками с пряжкой и чутко следить за тем, чтобы мундир был застёгнут на все пуговицы. Из категорических табу — ношение бороды и даже усов вместе с мундиром.
Всем чиновникам приходилось подчинятся этому строгому дресс-коду, ведь от придирчивого взора императора не ускользало даже малейшее несоответствие.
Надежда Кузьмина, «Аргументы и факты»