Добрый день, уважаемые читатели блога http://refankosmetika.ru!
Сколько бы ни говорилось о павловопосадских платках, с каждым разом находятся интересные факты из их истории. И если давно известно, что знаменитую фабрику основал Иван Дмитриевич Лабзин в 1795 году, то оказывается, уже на рубеже XIX и XX веков его фамилия была известна по всей России, его портреты украшали все присутственные места. И даже городок Павловский Посад люди стали называть не иначе как Лабзинским Посадом. В начале XX века «Товарищество мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова» уже было самым крупным в России предприятием по производству шерстяных платков и шалей. Более 2000 человек работали на фабрике, а вся стоимость имущества фабрики, включая материалы и товары, оценивалась в огромную по тем временам сумму – более четырех миллионов рублей. После революции фабрику национализировали, но вплоть до восьмидесятых годов XX века платки делали по старинке, вручную.
Процесс изготовления платков начинался с того, как тонкая шерстяная нить превращалась в ткацком цехе в платочное полотно. Узор наносили с помощью деревянных досок двух типов: «манер» и «цветков». Для контура рисунка делали «манеры»: узор на дереве вырезали или прожигали на определенную глубину и заливали свинцом. Будущий платок натягивался на каркас, и, чтобы краска плотно вбилась в ткань, стучали по «манере» молотками-киянками или кулаками. Затем с помощью «цветков» на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. А для больших шалей со сложным узором рисунок разбивали на несколько частей. Получалось, что для набойки платка требовалось свыше 400 наложений досок. При этом необходимо было тщательно совмещать все части узора. Но, следует отметить, что набивные доски служили несколько десятков лет и передавались из поколения в поколение.
После нанесения узора платки погружались в огромные металлические цистерны-зрельники. В них под воздействием горячего пара закреплялась краска. Дальше платки отправлялись на промывку и просушку. Затем следовала работа по обработке края. После гладильного пресса вязальщицы из шелковой нити вручную вывязывали ажурную бахрому.
Следует отметить, что, несмотря на механизацию, и на сегодняшний день, создание платка – это уникальный процесс, который требует вложения души художников, дизайнеров, мастеров и вязальщиц. Именно поэтому павловопосадские платки получаются такими красивыми и теплыми!