Принято считать, что первой зарубежной выставкой, на которой были представлены оренбургские пуховые платки, явилась Лондонская выставка 1851 года. Это событие получило название Великой выставки промышленных работ всех народов. Она проходила с 1 мая по 15 октября 1851 года в лондонском Гайд-парке. Выставка оказалась необычайно популярной: ее посетило около шести миллионов человек! Это около трети населения Британии того времени. Более того, такой ажиотаж привел к тому, что впоследствии проведение подобных мероприятий стало регулярным и получило название Всемирных выставок (ЭКСПО). Проводятся они до сих пор: например, ЭКСПО-2012 проходила в Южной Корее, а ЭКСПО-2017 должна пройти в Астане.
В официальном каталоге выставки 1851 года мы обнаружили три (!) платка из Оренбургской губернии. Это представляет интерес в связи с тем, что в российских источниках обычно указывают только на два экспоната. Итак, ими и их авторами, согласно каталогу выставки, были:
№ 198. Казачки из Оренбургской губернии (производители). Спряденный козий пух и шаль из козьего пуха.
№ 282. Жена казака из Оренбургской губернии (производитель). Шаль из белого козьего пуха.
№ 358. Прасковья, Ольга, Мария, Аполинария и Александра Бондаревские из Оренбургской губернии. Шаль, изготовленная из козьего пуха, и подаренная указанными персонами ее императорскому величеству, императрице России, которая любезно прислала данный платок на выставку.
Автор одного из безымянных платков — не кто иной, как Марья Зорина из станицы Верхнеозерной, о которой написала в своей книге известный оренбургский искусствовед Ирина Бушухина. Авторов другого безымянного экспоната нам установить не удалось.
Что интересно, это, похоже, не единственные российские пуховые платки, которые были представлены на выставке. И, надо сказать, быть может, именно другой, четвертый, пуховый платок представляет наибольший интерес. Речь идет о платке помещиков Мерлиных. Он описан в каталоге следующим образом:
№ 281. Мерлин А. и В. из Егорьевского уезда Рязанской губернии (владельцы мануфактуры). Шаль.
Бросается в глаза то, что указаны не просто мастерицы, изготовившие платок (как в случае с оренбургскими шалями), а владельцы целой мануфактуры. Надежда Чернышева в своей статье «Во славу русского платка» (газета «Октябрьская искра» от 16 апреля 2011 года) описывает производство Мерлиных следующими словами:
В начале 19 века (1806 год) в Нижегородской губернии помещица Мерлина организовала вотчину, где мастерицы (крепостные девушки) вручную ткали из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз или пух сайгаков, кашемировые платки. Ткани получались невесомыми и очень мягкими. Работа эта была очень трудоемкой, за год 60 девушек успевали изготовить только 16 шалей и 5 шарфов. За этот непомерный труд помещица давала им свободу.
Думаем, в приведенной цитате содержится ошибка в названии губернии, поскольку в «Алфавитном списке владельцев фабрик и заводов Рязанской губернии (2-я половина XIX века)» М.Б. Оленева (2008 г.) имеется следующая запись:
Мерлина А., коллежская асессорша: шалевая фабрика (дер. Порядино (Подрядниково) Егорьевского уезда).
Заметим, что ее пуховая мануфактура считалась одной из самых известных в России.
Материал — http://orenblog.ru