Сегодня поговорим о декоративном оформлении оренбургского пухового платка.
Техника вязания на спицах позволяет выполнить любой мотив и использовать для воспроизведения фигуры любых очертаний. Однако на протяжении всей истории пуховязания геометрические элементы орнамента остались основополагающими. В геометрическом орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит ромбическому узору. Крупный ромб, а вернее – поставленный на угол квадрат — украшает середину ажурного платка. Это центральный мотив, все остальные элементы находятся в полном к нему подчинении. Ромб оренбургские мастерицы называют «кругом», а платок с этой фигурой – «однокруговым». В народном сознании ромб всегда представлял собой графический символ солнца или солнечного круга.
В декоративном решении оренбургского ажурного платка можно выделить три отработанных типа орнаментальной композиции. Первый тип- «однокруговой платок», или платок с одним кругом. Середина платка представляет собой прямоугольник с ромбом («кругом») в центре. Образующиеся при этом треугольные формы в углах так и называются – «углы». Второй тип – «пятикруговой платок», в середине которого имеется крестообразная фигура, состоящая из пяти ромбов («кругов») – одного центрального и четырех боковых. Одной из своих сторон каждый боковой ромб примыкает к центральному. Как правило, все круги равны между собой. Треугольники, образующиеся в углах пятикругового платка, называются «углами», а фигуры, образованные сторонами боковых кругов – «угольниками». Третий тип – платок со сплошной серединой. Его центральное поле заполнено рядами из одного или нескольких элементов. Вариаций может быть множество – от ажурной сетки до цепочек отдельных мотивов, например «шашечек», «снежинок» и т.д.
Развитие орнамента в круге разворачивается от центра – «сердечка» к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов – «прутиков» или «прутков». «Прутками» в далеком прошлом называли вязальные спицы. Как правило, в круге может быть от одного до шести прутиков. Чаще всего прутик отделяется от последующего полосой плотной вязки. Ромбу как центральному модулю вторит цепочка узора в кайме. «Ромб» в кайме как единичная замкнутая форма называется «ягодкой».
В оренбургских теплых платках красиво оформляется кайма и обвязка. Кайма представляет собой трехчастную композицию из орнаментальных рядов – «прутиков». Центральный «прутик» традиционно выделяется. Он обычно отличается шириной полосы, богаче орнаментируется. В обвязке оренбургских платков выполняется «прутик», близкий по характеру декора основному «прутику» в кайме. Таким образом, кайма и обвязка, составленные из четырех орнаментальных полос, представляет собой единое композиционное целое.
Сохранение общих закономерностей построения узоров оренбургского пухового платка говорит о верности традициям, глубоком уважении к мастерству пуховниц прошлых лет. При этом сохраняется уникальность оренбургского пухового платка как теплого функционального изделия, так и как шедевра русского пуховязального творчества.
по материалам книги Ирины Бушухиной «Оренбургский пуховый платок».