Все лето в Омске, в Сибирском культурном центре работает областная выставка «И в пир, и в мир, и в добрые люди». Выставка посвящена истории платка как неотъемлемого элемента русского национального костюма, прошедшего путь от его центрального компонента до стильного аксессуара.
Из бабушкиного сундука
Пеструю экспозицию собирали всем миром: обращались в районные музеи, к частным коллекционерам. Есть в Сибирском культурном центре и собственные «трофеи», привезенные из экспедиций в районы Омской области. Но, как поясняет руководитель студии народного костюма «Этностиль» Татьяна РЕПИНА, в Сибири с сохранностью одежды ситуация сложная. Переселенцы не брали с собой лишнего, да и то, что было, в трудные годы изношено, продано и перешито. В центральной части России, где люди живут на месте много веков, все более устоявшееся, и у бабушек в деревнях там можно найти много интересного.
Впрочем, находится оно и у нас. Вот, например, сундук из села Крестики Оконешниковского района. В нем оказалось не только много старинных платков, но и вырезки-наклейки на внутренней стороне крышки, относящиеся к концу XIX века. Одна из них – рекламный листок мануфактуры Асафа БАРАНОВА. Барановские ситцевые платки ценились очень высоко, и не раз удостаивались высших наград в Лондоне, Вене, Амстердаме, Париже. Есть они и на выставке.
Платок «с заплаткой», кубовый платок, платок «хрустик» — в загадочных названиях непременно хочется разобраться. В общем-то, все просто. Кубовыми называли платки, которые красились в кубах в особый цвет индиго. Натуральная краска привозилась из Индии, и этот цвет долго не могли получить никакими химическими способами. По такому же принципу платки, окрашенные французскими и английскими красителями, в селах называли «загранишными».
Полцарства за платок
Кстати, считается, что платки появились именно в Европе. Возвращаясь из Египта, Наполеон привез своей супруге первые кашемировые платки. Они получили быстрое распространение, так как дамы в ту пору мерзли и простужались в тонких открытых платьях, доходило даже до смертельных случаев. Поэтому теплые платки и палантины оказались очень своевременными.
И все же в России платки появились чуть раньше. Поскольку и связи с востоком существовали крепкие, и платок отвечал древней русской традиции – покрывать голову. Когда не было платков, женщины обматывали головы длинными полотнищами. Платок стал для них просто находкой. Первые платочные мануфактуры были открыты на юге России уже в конце XVIII века. Этим занимались помещики, набиравшие мастерские из крепостных крестьян. Трудно представить, но процесс узорного ткачества был настолько сложным и кропотливым, что на создание одного платка иногда уходило до двух с половиной лет. И цена изделия была сравнима с ценой нескольких деревень.
Говорят, что у Натальи ГОНЧАРОВОЙ существенную часть приданого составляли Колокольцевские платки – самые красивые и дорогие. В тяжелые времена Пушкин закладывал их в ломбард, чтобы поправить положение. А когда они с Натальей Николаевной прогуливались по Невскому, толпы зевак собирались не только, чтобы посмотреть на знаменитую чету, но и полюбоваться платками.
Маркетинг, шпионаж и печатная продукция
Когда ткачество перешло к печати, а на смену натуральным пришли анилиновые красители, производство платков стало массовым, что сделало их доступными всем слоям населения. Многочисленные фабрики и мануфактуры конкурировали между собой, крали рисунки, словом, процветал промышленный шпионаж. Уже существовал и маркетинг – для рекламы продукции выпускались альбомы-каталоги, изучать спрос в села ездили представители фабрик.
Платок по-прежнему был престижной вещью, он так же давался в приданое. Поэтому барышни из состоятельных семей выходили на праздник, укутанные платками. До пяти платков слоями лежали на плечах, столько же могло быть и на голове. То, что не умещалось, вешалось на руки. Этим девушка демонстрировала свою финансовую привлекательность в качестве невесты.
Печатный способ дал возможность разнообразить рисунки и сами цветовые сочетания. Для каждого цвета нужна своя доска с оттиском (процесс напоминает печатную графику), сколько цветовых оттенков – столько наложений и, соответственно, досок. Порою количество доходило до четырехсот! Платки украшались еще тесьмой, бахромой, и теми самыми «заплатками» — вшитыми кусочками более дорогих материалов. Особым шиком считались шерстяные платки с шелковыми «проставками», довольно сложные в производстве.
Сегодня платок прочно сохраняет свою бытовую функцию, при этом являясь и декоративным элементом (источником вдохновения для модельеров), и частью художественного образования, и обрядовым предметом. Что-то магическое есть в этом квадратике ткани. А что – каждый может поискать ответ сам.
Источник: http://kvnews.ru/news-feed/