В Доме-музее А. А. Угрюмова открылась выставка «ШАЛЬная мода», на которой представлены платки и шали из фондов Тарногского музея традиционной народной культуры, Тотемского музейного объединения и частных коллекций тарножан.
Среди экспонатов – шали, платки знаменитой московской фабрики Асафа Баранова (XIX век); павлопосадские платки; шелковые, капроновые, шерстяные, кашемировые платки и шали ХХ века. На выставке также показаны набойные доски, с помощью которых наносили узоры на ткань для платка. История ремесла набойки на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования был известен еще в XI-XII веках, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры.
Чаще всего платок был обязателен для замужней женщины, девицам разрешалось находиться без него. До конца XVII века на Руси покрывали голову белым льняным полотенцем, который постепенно уступил место разноцветному платку. Слово «платок» – исконно русское, «плат» – это кусок ткани. Закутанная «в плат узорный» русская женщина, словно символ нашей прекрасной родины. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, что легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы.
Мода на шали появилась к началу XIX века. Слово заимствовано из персидского языка. После египетского похода Наполеон Бонапарт привез Жозефине Богарне множество восточных подарков, среди которых были кашемировые или, как было принято говорить, кашмирские шали. Они мгновенно вошли в повседневный обиход и стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок. Мода на шали распространилась в Европе и дошла до России. Шали были всевозможных форм (даже восьмиугольные) и размеров. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Один конец шали обертывался вокруг руки, а другой спускался до самой земли. Чтобы шаль удерживалась в нужном положении, сохраняла красивую драпировку, в ее углы вшивали маленькие металлические шарики.
XX век сделал акцент на шляпке и шапочках. Платки и шали заменили вязаными шарфами. Но шали не вышли из обихода. Они остались востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем на время оказались в тени. Во второй половине ХХ века шаль снова заняла свое место в аксессуарах женского гардероба. В конце 1960-х годов стали модны платки в индийском стиле. Сегодня платки и шали используют как модный аксессуар, оригинальную модель гардероба.
На базе выставки проводятся мастер-классы «Плат узорный» (роспись бумажного платка), «Веснянка» (изготовление куклы-оберега). Экспозиция работает до конца апреля.