Выставка «Платок ажурный легкий», подготовленная Музеем истории религии совместно с Оренбургским областным музеем изобразительных искусств, проходит с 31 октября в ГМИР.
Центральным «персонажем» выставки стал знаменитый оренбургский пуховый платок. Мы не только увидим образцы платков (один из самых интересных экспонатов — платок, на котором вывязан храм), но и узнаем историю знаменитого на весь мир русского народного промысла, тесно связанного с деятельностью женских монастырей.
В Оренбурге изготовлением платков занимались практически все женщины, в том числе — монахини и послушницы: архивные фотографии запечатлели насельниц монастырей за работой. Одна из крупнейших пуховых мастерских находилась в Успенском женском монастыре в Оренбурге. В 1904 году на Первой всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге один из платков этой мастерской получил большую серебряную медаль.
Ирина Бушухина, искусствовед, заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок», рассказала, что самые старые платки в их собрании относятся к концу XIX — началу ХХ века: «Более ранние экземпляры найти не удалось. Возможно, они не сохранились, но точно мы это сказать не можем — нет ни одного музея, который собирал бы платки. Но промысел этот, конечно, давний. На Первой всемирной выставке в 1851 году наши платки были представлены, а на выставке в 1862 году они получили медаль. И в ХХ веке, в 1958 году на Лейпцигской ярмарке, оренбургские платки получили серебряную медаль. С этой выставкой связана красивая история: надо было подобрать подарок бельгийской королеве. Экспонатов было полно, но выбрали белый платок, и королева была в восторге».
После 1917 года традиции пуховязания не прерывались, но удар традиционному промыслу был нанесен в 1995 году, в перестройку. Из-за экономических проблем перестал функционировать комбинат ручного производства, использовавший труд надомниц. Сейчас производство — только машинное. «Сегодня платки машинного производства не отличишь от изделий ручной вязки, — утверждает Ирина Владимировна. — Ручное производство существует, но это маленькие, не связанные друг с другом мастерские. Правда, есть отделение пуховязания в художественном колледже.
Чтобы подчеркнуть монастырский характер экспозиции, Музей истории религии включил в нее лучшие образцы монастырского церковного шитья из своего собрания. Монахини вышивали не только церковные облачения, оклады к иконам, покровы и закладки для Евангелия и Апостола, но и различные изделия, предназначенные для продажи паломникам.
Источник: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&id=59974