Эксперты подтверждают, что башкирские мастерицы переняли у оренбургских вязальщиц и технику пуховязания, и узоры.
Новые версии истории возникновения и развития всемирно знаменитого бренда — оренбургского пухового платка, выдвинутые Башкирией, вряд ли могут претендовать на достоверность. Об этом ТАСС сказала в среду министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.
«Не думаю, что в каком-либо другом регионе России проведено больше исследований об истории возникновения и развития пуховязального промысла, чем у нас — в Оренбуржье. А соответственно, и претендовать на большую достоверность эти исследования вряд ли смогут», — сказала Евгения Шевченко.
По ее словам, оренбургский пуховый платок и тончайшая оренбургская паутинка, проходящая через обручальное кольцо, были, есть и будут брендом Оренбуржья. «Все остальное — конкурентная борьба за раскрученные бренды, в которой и оренбургским пуховязальщицам, и исследователям, и предприятию-локомотиву — Фабрике оренбургских пуховых платков — есть, что противопоставить «, — считает министр.
Попыток создать альтернативу знаменитой оренбургской паутинке история знает немало, но не помнит ни одной удачной. Секрет уникального пухового полотна сохраняется и передается из поколения в поколения именно там, где он зародился и состоялся, то есть в Оренбургской области.
В Башкирии в последнее время наблюдается всплеск интереса к вязанию платков. А глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что республике необходимо создать новый бренд.
«Оренбургский пуховый платок фактически имеет свои корни здесь — в Башкортостане. Наши предки занимались этим творчеством, этой деятельностью и успешно передали традиции в Оренбургскую губернию, где жило башкирское население», — сказал на этой неделе Хамитов.
Однако эксперты подтверждают, что башкирские мастерицы переняли у оренбургских вязальщиц и технику пуховязания, и узоры.
«В декоративно-прикладном искусстве башкир техника вязания не являлась традиционной. Пуховязание же, по мнению С.А. Авижанской и других авторов исследования «Декоративно-прикладное искусство башкир», появилось у них не ранее конца XIX — начала XX века», — говорит искусствовед, заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» Ирина Бушухина.
Если обратиться к трудам исследователей, то выяснится, что вязание было широко распространено именно среди русского населения. В рукописи краеведа ХIХ века Р.Г.Игнатьева «Этнографические очерки Оренбургского края» есть такие подтверждения: «Вязанием занимается исключительно русское население губернии. У башкир и тептярей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не в употреблении: бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре».
В губернском статистическом отчете 1874 года, хранящемся в фондах государственного архива Оренбургской области написано: «Как ни странно, население гражданской территории, проживающее рядом с казачьим, вырабатывает платков весьма мало. Особенно удивительно, что меньше всего вяжут пуховые платки башкиры, которые держат достаточно коз. Кроме того, большинство башкирского населения и не знает, как это делается. Еще удивительнее, что киргизы, привыкшие вычесывать козий пух, не используют его, а весь пух продают соседям — оренбургским казачкам для платков».
Источник: http://tass.ru/obschestvo/2325846