Излюбленный платок гюльмендо, носимый нашими бабушками, тетями, мамами, а теперь и нами (стало опять модно), – это старинный, красивый и прохладный (а зимой теплый) шелковый платок. Но много ли мы знаем о нем? Оказалось, у этого головного убора уникальная история, и многие факты покажутся дагестанским модницам весьма интересными.
До недавнего времени келагаи, или гюльмендо, были практически забыты, а традиции изготовления подошли к черте забвения. В начале 2000 годов народный промысел изготовления келагаи был восстановлен в виде кустарного производства с сохранением всех технологических требований и художественно-эстетических норм изделия. А в 2014 году на IX сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО келагаи был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Шелковые набивные платки гюльмендо, келагаи, калгаи – по сути один объект, ведущий свою летопись более трехсот лет. Родиной его принято считать Иран, откуда несколько веков назад образцы платков с яркими рисунками попали в Азербайджан. А благодаря нахождению страны на маршрутах Великого шелкового пути сюда попали шелк и технология его изготовления, которая развивается в Азербайджане свыше двух тысяч лет. Именно шелководство и послужило благодатной основой развития производства набивных платков келагаи.
С самого начала возникновения платка он был не просто красивым головным убором, а хранил в себе много символов и знаков. Изучив их, исследователи выявили примерно один круг образов в разных интерпретациях: животных – марала, рыбы, птицы и растительные элементы. Главный элемент – бута. Он похож на язык пламени или стать павлина. Это символ скрытой или проявленной энергии, дающей жизнь всему сущему на земле. А еще бута – это образ чрева матери, символ зарождения жизни и ее продолжения.
Кроме сакральной буты, платки украшают и другие узоры, каждый из которых имеет свое название: цветок айвы, кошачья лапка, лист, древо жизни, солнце, шахматы, караван, соловей, удод, воробей, дрозд, петушок, павлин и др.
В Дагестане платки гюльмендо были распространены практически у всех народов. Они очень почитаемы как платок и как предмет достатка, причем у каждого народа имели свои названия. У унцукульцев «гормендо», у чохцев «пиль-пиль», у даргинцев «гульмели», у лакцев «чанахи», у кумыков «гюльмендо», у лезгин и дагестанских азербайджанцев «гюльмелди», «калагаи». Их носили и носят в праздники, дарят на свадьбы, они часть многих традиционных костюмов.
Доподлинно неизвестно, как и при каких обстоятельствах попал этот тип платка в Дагестан. Есть самые разные версии на этот счет. В XX веке он стал чрезвычайно популярен у некоторых народностей, в частности, у губденских женщин. Платок был не просто элементом одежды, но и антиквариатом. Этот платок непременно должен быть в приданом и соответствовать особым канонам – по цвету (на черном фоне желтый узор), декору (чем больше поле заполнено рисунком, тем дороже), плотности шелка (тончайший) и размерам (желательно 200х200).
Вероятно, помимо азербайджанских келагаи – гюльмендо в периоды их высокого спроса изготавливали и в Дагестане. Но это не было кустарным промыслом со своими традициями, а больше домашние «подпольные» мастера печатали по трафаретам ходовые узоры и рисунки. А чтобы поддержать аутентичность, использовались простые келагаи – белого цвета с минимальным бордюром, коих выпускалось много, и стоили они дешево.
Что касается датировки гюльмендо, то термин «николайзаман», весьма распространенный в Дагестане, отсылает нас ко времени конца XIX – начала XX веков. Правда, несведующему человеку точно установить возраст платка очень трудно, а у губденских женщин есть свои «экспертные» секреты, которые они держат за семью печатями.
За гюльмендо в Дагестане закрепилась еще одна слава – что они дорогие. На самом деле стоимость платков – вещь относительная и практически не поддающаяся логическому объяснению. Тем не менее подчас такие ценные гюльмендо становились своеобразной губденской валютой. И сегодня цена на них у губденских невест высока. Информаторы сообщили, что есть образцы, стоимость которых составляет один миллион рублей.
Да-да, многие гюльмендо просто готовые картины – этакие райские сады, замысловатые лабиринты. А сколько героев там живет, сколько цветов цветет! А горы! А солнце! А жизнь! Именно жизнь – природы, человечества, личности – расписана в четких композициях платка. И мы научимся их читать, научимся их понимать, ведь гюльмендо – это и красиво, и сакрально. Распахните платки, и вам откроются тайны и законы бытия, эстетические традиции наших предков.
Источник: http://dagpravda.ru/